Головний зміст

femida detyamВища рада правосуддя підтримала ліквідацію ряда судів Чернівців і Черкаської області і створення замість них Чернівецького і Черкаського окружних судів у зв'язку з проханням Адміністрації Президента повідомити позицію щодо проекта Указу. Такі дії здійснюються з огляду на майбутню оптимізацію судів.

 

 

 

 

Видання «Судово-юридична газета» зібрало думки судів стосовно вказаного процессу.

 

Высший совет правосудия поддержал ликвидацию ряда райсудов Черновцов и Черкасской области и создание вместо них Черновицкого и Черкасского окружных судов в связи с просьбой Администрации Президента сообщить позицию относительно проекта Указа. Такие действия предпринимаются ввиду грядущей повсеместной оптимизации судов. Т. е. укрупнение, а проще говоря, объединение судов ждет все регионы Украины.

 

Зачем спешат с оптимизацией

 

Новой редакцией Закона «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что вместо районных, межрайонных, районных в городах, городских судов будут созданы местные окружные суды. Однако в какой форме это будет сделано, там не прописано. И если изначально ходили слухи о простом переименовании, то теперь известно, что окружные суды объединят по несколько районов с одним центральным судом.

 

Одной из причин оптимизации именно в таком виде называют проблемы с нехваткой судей, когда у судов нет возможности нормально осуществлять правосудие. Однако есть и политическая составляющая, ведь к 2018 г. Президент утратит право формировать систему судов в государстве, т. е. создавать и ликвидировать их, определяя количество штатных единиц судей в каждом. Эти полномочия получит Верховная Рада. Логично, что Гарант желает воспользоваться своим правом, поскольку некоторые депутаты, очевидно, захотят создать окружные суды именно на своих избирательных участках. А в политической борьбе суды — это гремучая смесь и непредвиденные последствия.

 

Впрочем, судьи опасаются, что такая спешка приведет к плачевным последствиям. Сложность будет уже в том, чтобы добраться в суд из своего населенного пункта в случае, если дело распределят судье из другого населенного пункта за десятки километров. Если в ГСА не придумают, как решить эту проблему, обычным людям и судьям для участия в деле придется преодолевать большие расстояния, что в условиях плохого транспортного сообщения равносильно ограничению права на доступ к правосудию и может привести к нарушению сроков рассмотрения дел. Непонятно, как быть маломобильным группам населения, которым необходимо выступить в суде, если у них нет собственного транспорта, а маршруты общественного транспорта отсутствуют.

 

Гора к Магомету или Магомет к горе?

 

Если несколько райсудов станут одним юридическим лицом, дела в них должны распределяться на всех судей независимо от их фактического местонахождения. Принцип случайности, предусмотренный для автоматизированного распределения дел, никто не отменял. Но пока не совсем понятно, кто будет вынужден ездить — граждане из района в центр или судья из центрального суда в районный?

 

«Сразу возникает вопрос об автораспределении дел. Если дела по искам граждан, проживающих на определенной территории, будут поступать только к судьям конкретного местного «отдела», получится дисбаланс по нагрузке на судей, с чем вряд ли согласятся судьи «центрального», наиболее нагруженного подразделения суда. Если же дела будут распределяться в центральной канцелярии, повышается вероятность того, что тяжба граждан, например, Краснопольского района будет рассматриваться даже не в Сумах, а в Белополье или Лебедине (пример произвольный)», — отмечает председатель Краснопольского районного суда Сумской области Алевтина Косарь.

 

В Государственной судебной администрации, которая занимается проектом новой карты судов Украины, утверждают, что обычным людям никуда ехать не придется: подать документы они смогут в ближайшем суде, и там же будет рассматриваться их дело. А тот проект оптимизации, который был презентован 17–18 октября в ходе круглого стола при участии ГСА и судей, будет подлежать корректировке в сторону уменьшения расстояния между объединяемыми судами (подробнее читайте в интервью главы ГСА Зеновия Холоднюка).

 

Ответ на вопрос «Кто к кому поедет?» должен быть закреплен в новой редакции положения об автоматизированном распределении дел. Пока звучит информация о двух предложениях: первое — чтобы дела распределялись на всех судей, которые работают в суде, и второе — чтобы административные и гражданские дела распределись на судей, которые фактически находятся в пределах района. Впрочем, проект изменений в положение не обсуждался на уровне Совета судей.

 

От чего зависит, кого будут оптимизировать

 

На данный момент в Украине 663 местных общих суда. Из них работают 585 (с учетом ситуации в зоне АТО и Крыма). 2/3 судов насчитывают до 10 судей. Изначально планировалась объединить суды, где сейчас 3–4 судьи, в центральный, где будет минимум 10–12 судей. Однако, по словам главы ГСА З. Холоднюка, на сегодня речь может идти и о меньшем количестве судей.

 

Как будет определяться, какой из объединяемых судов сделать центральным? По словам замглавы ГСА Ольги Булки, рассчитывалось время для поездки до центрального суда из всех населенных пунктов, подпадающих под его юрисдикцию. Т. е. в расчет бралась минимизация расстояния между судом и населенными пунктами на соответствующей территории. Но если в определенном населенном пункте будет гораздо больше населения с намного большим количеством дел, чем в центральной точке, приоритет может быть отдан такому населенному пункту.

 

Что думают суды

 

«Непонятен механизм реализации оптимизации. Что это — ликвидация или реорганизация судов? Если ликвидация (т. е. полное прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации) с последующим созданием нового юридического лица, то каким образом она будет реализоваться?» — задается вопросом председатель Вознесенского горрайонного суда Николаевской области Олег Вуив. «Остается открытым вопрос, будут ли после создания окружного суда существовать его отделения в районах, на которые будет распространяться его юрисдикция. Если да, то каким образом будет осуществляться регистрация дел, поступающих в суд, и их распределение между судьями?» — интересуется председатель Юрьевского районного суда Днепропетровской области Константин Гордиенко.

 

Отдельная проблема — суды в зоне АТО. «С проектом новой карты судов Украины наш суд ознакомлен не был. Считаю, что суды в Донецкой области оптимизации не подлежат, так как в настоящее время в связи с проведением АТО доступ к суду граждан, которые проживают на временно оккупированной территории, и так затруднен», — считает и. о. председателя Новогродовского городского суда Донецкой области Марина Гридяева.

 

По состоянию на 25.10.2017 от ГСА поступили предложения по оптимизации 32 судов из 32, т. е. всех местных судов Луганской области. Что касается Донецкой области, там, по словам зампредседателя Апелляционного суда Донецкой области Андрея Гапонова, оптимизации подлежат 55 местных судов, из которых 23 работают на подконтрольной Украине территории и 22 — на оккупированной.

 

«Главной проблемой новой реформы является, прежде всего, ограничение права граждан на доступ к правосудию. Несмотря на то, что рабочие места судей останутся на прежних местах, дела, которые ранее относились к их юрисдикции, теперь могут быть распределены судьям из других населенных пунктов, и гражданам придется отправляться в учреждения, которые находятся в нескольких десятках километров от их места жительства. Второй проблемой являются трудности, которые могут возникнуть при автоматизированном распределении дел между судьями. Если раньше судьи в тройках рассматривали дела по месту нахождения своего суда, то теперь есть вероятность, что по одному делу могут быть назначены судьи из разных судов, и кому-то из них придется отправляться в другой населенный пункт, что достаточно сильно усложнит их работу. Третьей и не менее важной проблемой является функционирование единой автоматизированной системы документооборота — каким образом она будет работать в судах, которые находятся в разных населенных пунктах?» — отмечает А. Гапонов.

 

«Кто и каким образом будет оплачивать переезд судьи из одного суда в другой в случае необходимости его участия в судебной коллегии? Ведь предоставить судье командировку в пределах одного и того же предприятия с соответствующей выплатой командировочных из бюджета не решится ни один руководитель (особенно, если он профессиональный юрист и знаком с нормами КЗоТ). Не менее важный вопрос: где будут храниться печать и архив суда? Будут печати-клоны и архивы-клоны? Каким образом и за какие средства судьям будут компенсировать их издержки? Каким образом председатель суда будет осуществлять свои полномочия по управлению? Аналогичный вопрос и по деятельности руководителя аппарата суда», — расширяет перечень вопросов судья-спикер Переяслав-Хмельницкого горрайонного суда Киевской области Игорь Опанасюк.

 

Мнения судей местных судов об оптимизации смотрите по ссылке.